На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой город!

24 подписчика

Урал может стать степной рекой

О нынешнем состоянии реки Урал в последнее время не  говорит и не пишет разве что только ленивый. Пока на верхах обсуждают, какие меры нужно принять, чтобы спасти  от экологической катастрофы крупнейшую после Волги и Дуная реку Европы, Урал продолжает мелеть и пересыхать…   Ходили пароходы и ловились осетры… Село Жарсуат - одно из сел Бурлинского

О нынешнем состоянии реки Урал в последнее время не  говорит и не пишет разве что только ленивый. Пока на верхах обсуждают, какие меры нужно принять, чтобы спасти  от экологической катастрофы крупнейшую после Волги и Дуная реку Европы, Урал продолжает мелеть и пересыхать…  

Ходили пароходы и ловились осетры…

Село Жарсуат - одно из сел Бурлинского района, расположенных на берегу Урала. Вот уже несколько лет местные жители бьют тревогу: река размывает берег в окрестностях села и того гляди ближайшие к яру дома и огороды окажутся в Урале. Нужно сказать, что подобная проблема была лет 5-6 назад в соседнем селе Облавка – там под угрозой смыва в реку было не только  кладбище, но и международная трасса.   Проблема эта решалась на государственном уровне, и были выделены средства из республиканского бюджета для проведения берегоукрепительных работ. Берег укрепили  бетонными плитами. Многочисленные обращения жителей Жарсуата по поводу укрепления берега Урала  тоже не остались без внимания: с прошлой осени также за счет республиканской казны там начались берегоукрепительные работы. Планируется их завершить в этом году. Для сельчан это хорошая новость. А в целом, когда разговор заходит об Урале, жарсуатовцы только разводят руками, мол, сами видите, что здесь говорить… Хотя, говорить как раз есть о чем.

Житель Жарсуата, в прошлом учитель биологии, а ныне пенсионер-общественник Федор Никоненко

- В 50-70-х годах Урал был судоходным, пароходы, пассажирские и грузовые, ходили до Уральска и Оренбурга. У нашего села даже была пристань. Тогда пароходы выполняли роль общественного транспорта, - рассказывает житель Жарсуата, в прошлом учитель биологии, а ныне пенсионер-общественник Федор Никоненко.- Сейчас от того Урала ничего не осталось, с каждым годом он мелеет, что и не удивительно, последние годы снега мало, следовательно и воды нет… Сохнет  прибрежный лес, корни у деревьев не достают до воды. Еще в 90-е годы у нас ловили осетров, и у сельчан на столе  была осетровая икра. Вообще у нас были осетровые места - по Уралу, от Уральска до села Илек Оренбургской области, осетр шел на нерест. Сейчас какой там осетр, вообще рыбы не наловить…  

Сетки ставили на улицах

По словам пенсионера, последний раз Урал широко разливался в 1992 году. Тогда село оказалось подтопленным. - Местные рыбаки сетки прямо на улицах ставили, - вспоминает Федор Никоненко. По его рассказам, лет пять назад воды в Урале было больше, а сейчас… - Климат климатом, но человеческий фактор никто не отменял. Притоки Урала и сам Урал загрязняют вредными отходами и сбросами химзаводов и комбинатов. Например, тем же хромом. Доводилось, наверное, видеть зеленую воду. Это и есть хром. Прибрежный лес, который удерживает влагу и защищает реку от перегрева солнца и испарения, высыхает. А у нас еще одна напасть - уже несколько лет подряд лес уничтожает короед.  Деревья никто не обрабатывает, а скворцы, которые обычно истребляют вредных  насекомых, исчезли,  - говорит мужчина. Как биолог, он  предполагает, что Урал в недалеком будущем может ждать безрадостная перспектива. - Если мы потеряем пойменные леса, Урал станет степной рекой, и может вообще исчезнуть, - высказывает невеселые прогнозы Никоненко.

научный сотрудник ЗКГУ им. М. Утемисова, заместитель председателя Западно-Казахстанского эколого-географического общества Михаил Шпигельман

Проблему Урала нужно решать на местном уровне

Как считает научный сотрудник ЗКГУ им. М. Утемисова, заместитель председателя Западно-Казахстанского эколого-географического общества Михаил Шпигельман, причин, из-за чего Урал мелеет, несколько. Одна из них - отсутствие лесных насаждений вдоль  Урала и его притоков. - В 70-е годы  высаживались специально лесополосы. Корни деревьев тянули влагу из земли, что способствовало подъему грунтовых вод, и как следствие повышение уровня воды в Урале, - говорит Михаил.   По его  словам, сейчас уровень грунтовых вод упал. Поэтому-то  и пересыхают озера и речки в ЗКО, а то и вовсе исчезают: высохло озеро в Акшатском сельском округе в Шынгырлауском районе, а глубина озера Рыбный Сакрыл в Казталовском районе достигает всего полметра. - Прибрежный лес выполняет защитную  функцию – дает тень, ограждает реку от прямых солнечных лучей и уменьшает испарение. Поэтому нужно высаживать по берегам водоемов деревья, чтобы не получилось у нас как в Сахаре, когда пески поглотили цветущий оазис, - говорит Шпигельман. Небрежное отношение человека к окружающей среде, по его мнению, наносит неисправимый урон природе. Так, выкос и поджоги фермерами прибрежного камыша на Битикском водохранилище стали причиной сокращения гнездования  перелетных птиц. - Вот например Кушумская система водохранилищ. Берега заболочены, вытоптаны скотом, который приходит на водопой. Весной я был там. На льду навоз. А это означает, что весной вместе с таянием снега и льда навоз попадет в воду. Вот так и происходит заиливание водоема, - рассказывает Михаил. Заиливание притоков Урала: Илек, Чаган, Деркул, Рубежка, Ембулатовка, Быковка - еще одна причина обмеления главной водной артерии ЗКО. - Необходимо решать вопрос с очисткой этих рек. Нужно искать и открывать родники, - высказывает свое мнение научный сотрудник ЗКГУ.

Многое можно сделать самим

Он уверен, что о спасении трансграничной реки думать должны не только на уровне правительства Казахстана и России, но и на местном. -  Высадка деревьев по берегам водоемов, очистка притоков Урала от заиливания, открытие родников – все это можно сделать самим, не ожидая распоряжения сверху. Нужно думать и об экономии воды. Не секрет, что воду из Урала для полива используют садово-дачные товарищества. О капельном орошении речь не идет – участки заливаются от души. Сейчас Уральск обеспечивается водой так сказать из подземных источников. Эта же вода идет и на хознужды. Представляете, чистой водой смывать унитаз? Конечно, если так бездумно распоряжаться водой, то через пару лет, если не раньше, мы ощутим ее острую нехватку. В современном мире для хозяйственных целей используется техническая, переработанная на канализационно-очистных сооружениях вода. Метод переработки канализационной воды в техническую необходимо внедрять у нас. Это поможет сэкономить питьевую воду, - говорит Михаил Шпигельман и добавляет, что  вопрос по очистке малых рек от заиливания, озеленению берегов водоемов должен решаться совместно управлением природных ресурсов и регулирования природопользования по ЗКО и областным филиалом РГП «Казводхоз». Более того, при этих учреждениях, благо Законодательство РК это допускает, должны быть созданы Общественные советы, где как раз обсуждались бы подобные вопросы и  изыскивались пути их решения.

12 заповедей академика Чибилёва

Ситуация с Уралом не лучше в соседней Оренбургской области. Чтобы наполнить мелеющую реку водой,  там планируется строительство в ближайшие годы переливной плотины. Однако российские ученые не считают, что плотина это выход из положения и что только она может спасти Урал. - Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние реки Урал? Вечный вопрос! Урал улучшить невозможно, как невозможно улучшить природу! Она и так хороша. Человек и в России, и в Казахстане привык покорять природу, а не подчиняться ей, как главному Творцу. То плотины, то земснаряды, то хищническое орошение, то использование русла в качестве главной сточной канавы, а также незнание того, что природа постоянно изменяется, меняется и Урал. Нужно приспособить нашу хозяйственную деятельность и к природным условиям, и к их изменениям. А для этого нужны знания или простая человеческая мудрость, которых у нас нет, -  так ответил  казахстанскому информационному ресурсу ATPress.kz академик РАН, вице-президент Русского географического общества Александр Чибилёв, который много лет занимается проблемами Урала.   Знания ученый попытался изложить в «12 заповедях сохранения экосистемы реки Урал». Вот что он пишет: «Бассейн Урала – единая экосистема, единый живой организм – от истоков всех его притоков до устья и приуральского взморья. Он должен изучаться и управляться как единое целое профессионально, с учётом исторического опыта. Необходимо поднять статус реки как природного символа регионов России и Казахстана и особо охраняемой территории. Главнейшей особенностью реки Урал является неравномерность стока как в течение года, так и в многолетнем режиме. В экстремальные годы жители бассейна обречены на маловодье и необходимо соизмерять свои потребности в воде с имеющимися ресурсами. Долины и поймы рек – главное богатство бассейна в среднем и особенно в нижнем течении реки – в полупустыне и пустыне – это единственное место, благоприятное для жизни человека. Все природопользователи (особенно нефтяники и газовики) аграрии, строители должны учитывать, что пойма рек наиболее уязвимая и наиболее экологически ответственная зона бассейна. Дно, русло, берега – самые уязвимые элементы речной экосистемы. Любое их разрушение, особенно дноуглубительными работами, ведет к гибели реки, как природного тела. Нельзя превращать реку в канаву по пропуску стока. Любое водохранилище на реке – это своеобразный тромб животворной водоносной системы. Необходимо воздержаться от строительства новых гидроузлов, а существующие максимально подчинить поддержанию оптимального водного режима, особенно в летнюю и зимнюю межени. Существующие водохранилища нуждаются в постоянном мониторинге, представляют собой отложенную экологическую угрозу, которую придётся предотвращать в обозримом будущем. Весеннее половодье на Урале и его притоках является единственным универсальным фактором очистки русла от илистых наносов, удаления древесных завалов, сохранения пойменных озёр, лесов и лугов – самых продуктивных угодий степной и пустынной зон Прикаспия. Высокое половодье – уникальная и высокозначимая особенность реки, оно проходит в известных и прогнозируемых масштабах. Все катастрофические для населения и хозяйства последствия паводков являются результатом неразумной деятельности человека. С паводками следует не бороться, а грамотно планировать размещение инфраструктуры с учётом рельефа и условий пропуска стока. На протяжении сотен лет главным богатством реки были его рыбные ресурсы, в первую очередь осетровые – как универсальный индикатор экологического состояния системы «река-море». В конце ХХ века Урал потерял свое мировое значение осетровой реки. Но значение этого индикатора остается, и любая новая «Схема комплексного использования водных ресурсов бассейна» останется ущербной, если не будет учитывать цель восстановления Урало-Каспийского стада осетровых. Если мы хотим возродить реку Урал, то не следует добиваться восстановления и развития современного судоходства, как элемента транспортной инфраструктуры. Лучший и достойный для реки путь – развитие всех видов водного туризма с жёстким ограничением маломерных моторных плавсредств. Быстроходные суда морского класса, заходящие в низовья Урала, сводят к нулю все наши действия по сохранению экосистемы бассейна, потому что главный итог её функционирования – это состояние устья и дельты. Пример сохранения экосистемы бассейна Урала обязаны подать областные центры и большие города. Далее  все населённые пункты должны повернуться к реке лицом. Река в пределах всех сёл и городов в идеале – это образец высокой культуры природопользования, элемент ландшафтного планирования с устойчивыми признаками речной цивилизации. Бассейн Урала – это не только трансграничная экосистема в центре Евразии, но и местонахождение уникального историко-культурного наследия народов, государственных и административных образований недавнего исторического прошлого. Необходимо возродить государственную и ведомственную службу охраны водных и биологических ресурсов реки Урал, как это было в XIX и начале XX веков – каждая станица имела смотрителя войсковых вод с большими полномочиями. Всё это наследие должно быть заботливо сохранено как часть нашей общей истории, общего культурного пространства, как жизнедеятельная среда для современного населения России и Казахстана. Природную экосистему речного бассейна невозможно улучшить. Никакие миллиарды рублей, предусмотренные разработанными водохозяйственными органами «Схемами…», не спасут реку Урал от дальнейшей деградации. Спасать экосистему бассейна следует с создания заповедных зон, особо ценных участков реки: истоков Урала, Илека, Сакмары, Урало-Губерлинского ущелья (Орских Ворот), Уральской Уремы от устья Илека до устья Рубежки, дельты Урала и др. «Урал никуда не денется. Он будет таким, каким его сделала природа. Но он будет страдать от нашей глупости или мракобесия «покорителей» природы». Ирина ШУКЛИНА Фото автора и Медета МЕДРЕСОВА

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх